Главная страница

Аннотация к рабочей программе по истории 5-9классы


Скачать 120.97 Kb.
НазваниеАннотация к рабочей программе по истории 5-9классы
Дата10.02.2016
Размер120.97 Kb.
ТипПримерная рабочая программа

Аннотация к рабочей программе по истории 5-9классы.

Примерная рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на Примерную программу по учебным предметам основного общего образования (раздел «История»). В Примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.

Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.

Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной

и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого

общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству

— многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями

взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе

демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных

источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и

взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для

осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и много конфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета и курса:

Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии.

1.Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

 эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей —социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

 образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

 история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление

религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

 развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

4. Человек в истории:

условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

их потребности, интересы, мотивы действия;

восприятие мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного об-

щего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов —«История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных

общественных процессов до описания поворотных, драматических

событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников.

Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). В целом речь идет о многоуровневом

рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач, развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции

Место в структуре основной образовательной программе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 348 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования.

Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной 2010 года.

Программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе вре­менных требований к содержанию исто­рического образования в основной школе и в соответствии с объ­емом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

История средних веков Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от па­дения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геогра­фических открытий для уч-ся 6 класса.

Новая история Программа курса обеспечивает изучение курса «Новой истории» с рубежа XV-XVI вв. до начала XX в. (1500-1900) для уч-ся 7-8 классов.

Новейшая история Программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «новейшая история зарубежных стран» для 9 класса.

Цель дисциплины. Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и много конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Структура (основные разделы).

Распределение учебного материала в 6 кл.

Раннее средневековье

расцвет средневековья

Позднее средневековье

Возникновение и развитие Древнерусского государства

Политическая раздробленность Руси

Возникновение русского единого государства

Распределение учебного материала в 7 кл.

Россия на рубеже 16 -17 веков

Россия в 17 веке

Россия в 1 четверти 18 века

Россия в 1725 – 1762 годах

Россия в 1762 -1801 годах

Великие географические открытия. Реформация

Ранние буржуазные революции в Европе. Международные отношения

Эпоха просвещения. Время преобразований

Распределение учебного материала в 8 кл.

Россия в первой половине 19 века

Россия во второй половине 19 века

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

Строительство новой Европы

Время реформ и колониальных захватов

Две Америки

Страны Азии и Африки в конце 19 –начале 20 в

Международные отношения в последней трети XIX в

Распределение учебного материала в 9 кл.

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (1900—1916 гг.)

РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРПЕКТИВ

СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ 1928—1938 гг.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

СССР В 1945- 1952 гг.

СССР В 1953- 60 гг.

СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985—1991 гг.

РОССИЯ В КОНЦЕ 20 – НАЧАЛЕ 21 ВЕКА

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в.

Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

уметь:

 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Количество часов.

В 5, 6, 7, 8, классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях, 9 классов – 3 часа в неделю.