Главная страница

Аксиологический подход как основа формирования исследовательской деятельности младшего школьника


Скачать 78.02 Kb.
НазваниеАксиологический подход как основа формирования исследовательской деятельности младшего школьника
Дата09.02.2016
Размер78.02 Kb.
ТипЗадача

Юдина Елена Павловна,

учитель начальных классов муниципального

автономного образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №72

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Ульяновска
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация: автор рассматривает работу научного общества учащихся начального общего образования с позиции реализации аксиологического подхода.
Ключевые слова: научное общество учащихся, исследовательская деятельность, аксиологический подход.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.

В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают проектная деятельность и ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.

Одним из базовых методологических подходов к процессу формирования социально-адаптированной личности является аксиологический подход, на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В современной педагогике одним из первых, кто провозгласил обязательность в образовательном процессе любви к ребенку, считают В.А. Сухомлинского. «Воспитание – это прежде всего человековедение…», - говорил Василий Александрович. Его идеи постепенно просачивались в педагогику, имели поддержку со стороны учителей – новаторов и на сегодняшний день приобрели важную для общества актуальность.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях, которая направлена на создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Имея возможность создавать условия для более глубокого понимания ценностей каждым воспитанником и их практическом применении, современная школа предлагает учащимся начальной образовательной ступени различные формы организации образовательного и воспитательного пространства.

В муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ульяновска успешно осуществляется работа научного общества учащихся, которое развивается в соответствии идеями гуманизации образования и является следствием применения аксиологического подхода в педагогике. Это имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от качества создаваемого образовательного и воспитательного пространства зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования вносит свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

Особенность работы научного общества учащихся (НОУ) начальной школы в нашем образовательном учреждении – это экологическая направленность проектной деятельности школьников. Мы делаем акцент на две основных практических задачи современного образования: формирование у школьника основ культуры экологического мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения. Возраст младшего школьника позволяет выполнить социальный заказ исходя из своих особенностей, ребенок 7-9 лет с большим желанием удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями, включаясь в поисковую деятельность для открытия фактических знаний и взаимосвязей между ними.

Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Учителю важно знать, что в работе с детьми полезны и проектирование, и исследовательские работы.

Организация экологических исследований НОУ начальной школы дело большое и требует от педагогов-советников методической грамотности, научных знаний и на каждом этапе работы с детьми обладания организаторскими умениями. Исходя из данных требований, в школе ежегодно ведет работу штаб педагогов-советников по собственному плану. Объединившись в творческую группу, педагоги решают поставленные задачи в соответствии с задачами современного образования, используя возможности аксиологического подхода.

Выделим условия для использования аксиологического подхода в работе НОУ:

Внутренние условия:

*Заседания юных экологов по параллелям

*Общешкольные мероприятия НОУ

*Система работы классных руководителей

* Эффективность деятельности локальных микрогрупп учителей

*Зарождение традиций НОУ начальной школы

Внешние условия:

*Содружество

-Творческие учителя

-Активные родители

-Педагоги ЦДТ №5

-Специалисты городской библиотеки №2

Работа научных секций в среднем и старшем школьном звене является важной частью образовательного процесса. Юные талантливые ребята плодотворно занимаются исследовательской деятельностью по различным направлениям. А вот на работу научных обществ в начальной школе многие смотрят с недоверием. Но младший школьник способен на основе поиска и творчества научиться добывать информацию, составлять план действий, получать хороший результат. Только степень самостоятельности будет взаимозависима от возраста, чем старше ребенок, тем она выше.

Своё научное общество мы так и назвали: «Любознайки» (Люблю узнавать, умею наблюдать, фиксировать информацию и действовать) Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников, модель, которая дает возможность развивать свои способности как коллективно, так и индивидуально.

Работа НОУ нацелена на:

1. Выявление и поддержку учащихся начальной школы, склонных к занятию проектно-исследовательской деятельностью.

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через экологические исследования, поддержку научно-исследовательской работы в начальной школе.

3. Развитие личности, способной в силу своих возрастных особенностей к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в микро и макро коллективах.

4. Формирование и развитие у учащихся навыков проектно-исследовательской работы.

Работа НОУ начальной школы – это создание образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников.

План работы НЦЛ



Мероприятие

Сроки проведения

1

Выявление желающих из Любознаек класса вступить в сообщество НЦЛ

сентябрь

2

Игра «Экзамен для Любознаек!»

октябрь

3

Посвящение в Любознайку из НЦЛ

октябрь

4

Выбор темы научной работы и работа над ней в данной секции

октябрь

5

Осенний калейдоскоп: интеллектуально – развлекательное мероприятие

октябрь

6

Интерактивная встреча участников НЦЛ «Какие успехи сегодня, что интересного в исследованиях?»

ноябрь

7

Творческая выставка Любознаек «Наша исследовательская работа»

январь

8

Фотоконкурс. Интерактивная выставка творческих проектов «Зима в наш край пришла»

январь

9

Научно-практическая конференция «НЦЛ докладывает!»

февраль

10

Круглый стол Любознаек

Рефлексия

Презентация «Модель юного исследователя из НЦЛ»

апрель

11

Участие в региональном экологическом фестивале

апрель

12

Подведение итогов Планы

май

Работу научного общества учащихся начальной школы координируют и направляют педагоги-советники, которые в свою очередь ведут большую работу по организации исследовательской работы учащихся, консультируют юных исследователей, а также приводят в систему свою и общую методическую работу.

Работа педагогов-советников имеет поддержку со стороны школьного педагога-психолога, который в течение года проводит диагностическую и коррекционную работу с юными исследователями из НЦЛ. Данная работа представляет практическую значимость в достижении учащимися наиболее высокого результата исследований.

Реализация содержательной линии работы НОУ в начальной школе, используя аксиологический подход – это использование практической и эффективной технологии проектирования и исследовательской деятельности в обучении и воспитании.